Alexey Nikishin | Livejournal (alexey_nikishin) wrote,
Alexey Nikishin | Livejournal
alexey_nikishin

Алексей Никишин: «Постмодернистский барьер. Что мешает нам понимать современную фотографию?»

Сегодня мы поговорим про то, что мешает нам, фотографам и зрителям, воспитанным на классической традиции, понимать работы западных современных фотографов. Виноват в этом так называемый постмодернистский барьер. Давайте вместе разберемся что это такое и как его победить?

Фото © Ринеке Дейкстра (Rineke Dijkstra) / Постмодернистский барьер. Что мешает нам понимать современную фотографию?
За постмодернистским барьером
Фото © Ринеке Дейкстра (Rineke Dijkstra), 1994



Постмодернистский барьер — это непонимание, которое возникает при попытке анализа современных (постмодернистских) произведений искусства, при помощи средств для анализа классического и модернистского искусства. То есть говоря проще, когда вы пытаетесь измерить массу при помощи линейки или узнать температуру на улице при помощи лупы — ситуация, когда средства, которыми мы пытаемся понять что-то для этого не годятся!

Для начала давайте разберемся, чем одно отличается от другого: то есть постмодернистское искусство от модернистского? Хотя я уверен, вы прекрасно знаете это и без меня, но на всякий случай, коротко напомню.

Модернизм (Modern Art) — направление в искусстве 1860-1970гг. Не путать с модерном (ар-нуво, югендстиль). Модернизм принимает основные ценности традиционного искусства, но занимается обновлением художественных средств при решении тех же вечных задач искусства. В этом смысле это тоже традиционное искусство, занятое поиском нового языка для описания того же самого, что и раньше. То есть это революция внутри традиции искусства, но не против неё. Наиболее яркими модернистскими течениями в живописи: импрессионизм, экспрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. В литературе: экзистенциализм, потерянное поколение. В фотографии: Адамс, Зандер, Ман Рей, Мохой–Надь, Родченко, Брессон, Дуано, Брассай, Капа, Эрвит, Арбус, Пенн.

Фото © Томас Руфф (Thomas Ruff) / Постмодернистский барьер. Что мешает нам понимать современную фотографию?
Фото © Томас Руфф (Thomas Ruff), 1987


Это пример, современных, но ещё тяготеющих к модернисткой эстетике фотографий. Сорокалетний Томас Руфф начал снимать эту серию в 1987 году. Фотографии художественны, гармонично подобраны цвета одежды, цвет фона и общая цветовая гамма. Эмоции, ракурс помогают нам понять характеры и мысли людей на каждой фотографии. Каждая фотография индивидуальна и красива по-своему. Хотя фотографии достаточно просты — это чистая модернистская эстетика. Можно сказать, что это такая фотоистория в портретах, где каждая фотография иллюстрирует идею автора.

Постмодернизм (Postmodern Art) — направление в искусстве 1970-1990-х и по наше время. Это не жанр, не стиль и не школа. Это ситуация «после модернизма». Не принято говорить о жанровых канонах или особенностях стиля постмодернизма. Художник-постмодернист похож на ребенка, получившего наследство, но его критерии оценки радикально отличаются от системы ценностей бывших владельцев. Современное искусство — это второе имя искусства постмодернизма.

Фото © Томас Руфф (Thomas Ruff) / Постмодернистский барьер. Что мешает нам понимать современную фотографию?
Фото © Томас Руфф (Thomas Ruff), 1991


А это пример постмодернистской фотографии: сухая концептуальная фотография, лишенная каких-либо претензий на художественность; автор использует язык, заимствованный у прикладной фотографии на паспорт. Кроме того, это уже типология и по одной фотографии ничего не понятно — смысл появляется только когда мы посмотрим весь проект целиком. Томасу Руффу понадобились 3 года съемок, чтобы случилось такое волшебное качественное преобразование не только в его работах, но и в фотографии вообще!

Итак, когда мы смотрим работы современных фотографов, то мы не должны использовать те же критерии оценки, как, для работ модернистских фотографов. То есть Юрген Теллер и Анри Картье-Брессон для разного снимают. Предпосылки, цели, задачи и вообще художественный контекст у этих работ будет совершенно различный. Смотреть на эти работы нужно с разных точек зрения. Давайте рассмотрим основные культурные установки и попробуем разобраться, в чем же отличия.

Произведение искусства



Модернизм: Произведение искусства — это виртуозно выполненный объект, одна работа как завершенное целое. Работа художника — мастерство и умение. Работа с визуальным, с понятие красоты, вызывающем эстетическое наслаждение. Красиво «по-модернистки» — это когда сложно сделать. Поиск совершенного языка, всё всегда очень качественно и серьезно — все соревнуются, кто красивее нарисует и качественнее сделает. Фотография понятна, красива, развлекательна. Оценка произведения искусства производится с точки зрения его авторства, эстетических и технических характеристик, уникальности — например, напечатали ли вручную, авторский ли отпечаток. Часто автор действует по наитию, спонтанно, бессознательно. Важны гений автора и вдохновение. Здесь знание в искусстве — это знание формы. Задача искусства — поразить качеством исполнения.

Постмодернизм: Произведение искусство — это мысль. Работа художника — это идея и художественный жест. Художник — больше не производитель объектов, а исследователь, который хочет более глубокого разговора, чем просто умение и навык. Он часто отбирает, комбинирует, переносит или размещает в новом месте. Отказ от ремесла — произведение может быть изготовлено не самим автором, так как не важно кто произвел, важно в чём художественный жест. Произведение — это бесконечный текст*, цитатность, интетекст, пастишь. Оно больше не работает с понятием красоты. Только серия воспринимается как произведение. Современное искусство не связано с понятиями гения, вдохновения и мастерства. Художник всегда знает, что делает. Это искусство практик менеджеров, где большое внимание уделяется знанию контекста. Знание в искусстве — это знание философии, науки, социологии. Всё это теперь вплетено в искусство. Искусство — это то, что несет мысль. Произведение — источник дискомфорта.

* - здесь под текстом понимается обобщенный совокупный культурный опыт, последовательность написанных до автора произведений, повлиявших на его становление, как бесконечная цепь опыта, отсылок и цитат.

Автор произведения



Модернизм: Триумф гения автора. Автор — герой, сильная личность. Он стремится к совершенству языка. Он меняет мир к лучшему, каждый день с 9:00 совершая подвиги. То, что видит зритель тождественно тому, что нарисовал художник. Согласно классической парадигме, зритель не влияет на произведение искусства и, как следствие, не является его частью.

Постмодернизм: Смерть автора — нет никакой авторской заслуги в работе. Авторская функция — теперь производная от текста, художественного и жизненного контекста. Восприятие художника и зрителя может не совпадать. Задача художника создать среду, в которой зритель почувствовал бы себя сопричастным к созданию произведению искусства. Зритель перетрансформирует в своем восприятии оригинальный текст так, что тот в результате деконструкции, перестает быть тождеством оригиналу и становится не текстом автора, а текстом читателя. Зритель — полноправный творец произведения наравне с автором.

Авторский стиль



Модернизм: Автор за свою жизнь вырабатывает авторский стиль, в котором все выверено, правильно и понятно зрителю. Часто работает только в одном жанре: пейзаж, портрет и тд и никогда их не смешивает.

Постмодернизм: Отказ от узнаваемой техники и стиля. Новый проект — новый язык. Гибридизация — смешение жаров внутри одного проекта. Преодоление разного рода границ и условностей: жанровых, культурных, мировоззренческих. Выход за пределы бинарной логики — хорошо-плохо, правильно-неправильно.

Презентация



Модернизм: Произведение — это отдельная мастерски выполненная работа. Каждая фотография по отдельности — прекрасна! Произведения искусства должны выставляться в музеях и галереях, то есть в специально созданных для этого почетных местах, должны быть оформлены и выставлены соответствующим образом: для фотографии — рама, паспарту, стекло, линейная развеска.

Постмодернизм: Произведением является серия. Одной фотографией сложно донести мысль, всё это работает только в серии.
Произведение часто извлекается из естественного контекста и помещается в несвойственный ему ранее контекст, приобретая при этом новое звучание. То ест выставлять произведения искусства теперь можно где угодно: на вокзалах, в лесу, в магазине… в совершенно несвойственных для выставок местах. Оформлены могут быть как реклама, напечатаны на газетной бумаге и приклеены как афиши, могут быть без рамы, хаотичная развеска работ разного размера и тп.

Нюансы фотографии



Модернизм: Фотография — искусство с собственными ценностями.
Фотография — искусство красивое и развлекательное и , как следствие, всем понятное. Фотография документальна, то есть правдива и объективна.
Фотограф-наблюдатель. Дистанция между автором и объектом съемки огромна.

Постмодернизм: Фотография — всего лишь одно из медиа современного искусства, с которым работает художник, наряду с живописью, инсталляцией, видео-артом и тд. Фотографии не развлекательные, требует текста и пояснения для интерпретации. Ставится под сомнение миф об объективности документальной фотографии. Фотограф-участник. Сокращенная дистанция между автором и объектом.

Ну вот, теперь, надеюсь, вам стало немного понятнее, чем отличается новая фотография от старой, то есть современная фотография от модернисткой и будет проще понимать современную фотографию.

А теперь традиционный вопрос: Как вы думаете, имеет ли смысл вообще так заворачиваться, ведь хорошую фотографию видно сразу? Ваше мнение пишите в комментариях.


Разбор фотографии взят из мастер-класса: «Алексей Никишин: Современная фотография как современное искусство».
Новые статьи читайте на сайте: «Алексей Никишин: Новые статьи о современной фотографии».


Tags: contemporary art, contemporary photography, rineke dijkstra, thomas ruff, Арт художники, Знаменитые фотографии, Известные фото, Известные фотографы, Известные фотохудожники, Модернизм, Постмодерн, Постмодернизм, Постмодернизм в фотографии, Работы современных фотографов, Ринеке Дейкстра, Серия фотографий, Современная фотография, Современное искусство, Современное искусство фото, Современное искусство фотографии, Современные фотографы, Современные фотохудожники, Типология, Томас Руфф, Уроки фотографии, Фотография современной уроки, Фотоистория, Фотопроект, Фотосерия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments