Alexey Nikishin | Livejournal (alexey_nikishin) wrote,
Alexey Nikishin | Livejournal
alexey_nikishin

Алексей Никишин: «Фотография состояния. Как снять тонкое состояние человеческой души?»

Фотография состояния — это по-настоящему свободная фотография. Она свободна от диктата восприятия, композиции и истории. Она лежит по ту сторону творческого процесса, где не имеют значения ни светотень, ни композиция, ни уравновешивающие пятна, ни прочая математика. В том, что к фотографии состояния в профессиональном мире относятся с недоверием, есть свой смысл.
Видимая простота снимков провоцирует любителей копировать кажущийся им верным подход, из которого и возникают все эти бессмысленные ломографические коленки, перекошенные улицы и многочисленные «портреты в среде», снятые без учета композиции, света, цвета и фактуры.


img1
Америка и Франция
Фото: Алексей Никишин



Для начала посмотрите фотографии, и давайте разберемся "о чем они". Конечно же Вы скажете, фотографии о том, что происходило в момент съемки: две семьи зашли позавтракать и девочка, которая пробегала мимо и заметила, как ее снимают. Да, это действительно было. Но на фотографии, получилось совсем другое! Давайте попробуем разобраться.

Первая фотография — "Парни поссорились". Сюжет и история на фотографии рождается из взаимодействия элементов внутри кадра, и не имеет отношения к тому, что было конкретно сфотографировано. Важно то, что получилось на фотографии, а не "как это было". Хорошая фотография не копирует сюжеты из жизни, а сама создает их на своей картинной плоскости через художественную форму.

Вторая фотография — "Аппокалипсис". Здесь сложилась целая сказка: Что-то явно пошло не так, девочка дает мне сигнал, что пора рвать, ведь Смерть уже за спиной, Дракон сейчас проглотит Кита, а инопланетянин на своем воздушном мотоцикле, уже полетел по свои грязным делам. По-французски «jeu» означает «игра»...

Ну, а теперь о главном...

1. Состояние «без события»

Глобальная проблема всей портретной фотографии состоит в следующем: когда люди готовы фотографироваться и знают, что их снимают, они быстро начинают что-то изображать, хотят выглядеть каким-то особенным образом.

На фотографии состояния может и не быть события. Оно не важно. Важна сила запечатленной фигуры и ее способность что-то выразить, и это выражение должно перекрывать собой все, что происходит вокруг, любую разворачивающуюся поблизости историю.


Оксана Акиньшина, фото: Алексей Никишин
Оксана Акиньшина, актриса
Фото: Алексей Никишин


Мы знаем, что у людей есть два типа восприятия: рациональное и иррациональное. Когда мы говорим о том, чему учат в фотошколе и что на¬писано в книжке Лапина, мы знаем — это рациональный подход: здесь у нас решающий момент, история читается вот таким вот образом. Всему этому можно научить, это можно вызубрить и держать в голове.

Когда мы говорим о фотографии состояния, рациональная логика тут пасует: мы не понимаем, почему нам нравится этот конкретный снимок, на котором, на первый взгляд, ничего не изображено.

Состояние — тонкая субстанция, нацеленная на человека. Когда мы ничего не знаем о фотографии и смотрим на снимки Картье-Брессона, они нам дико нравятся. Но коль скоро мы изучим все возможные рациональные ходы в фотографии, поймем, что делает работы Брессона такими замечательными. В них — комплекс всего того, о чем мы говорили ранее. Это сложный комплекс (не каждый фотограф сможет органично объединить работу с моментом, линией, подобием форм и смысловой составляющий в рамках одного снимка), но понятный. Когда мы смотрим на работы Куделки, мы понимаем, что их невозможно рационально деконструировать. Мы осознаем эти фотографии на уровне ощущения, а не интеллекта.


Франция, фото: Алексей Никишин
Франция
Фото: Алексей Никишин



2. Состояние «без композиции»

Все те основные принципы композиционной собранности снимка, о которых мы уже говорили, не включены в фотографию состояния. За счет своей сути она может отказаться от внутреннего геометрического взаимодействия. Связи через подобие форм, линейные протяженности становятся здесь лишними: они работают на другом уровне зрительного восприятия и являются костылями, помогающими зрителю воспринять картинку, ведут его взгляд и подталкивают к аналогиям. Особенность фотографии состоя¬ния в том, что в ней мы этот уровень полностью отключаем.

Визуальных аналогий здесь нет и быть не может, а линейное восприя¬тие только мешает. Если прибегнуть к известной «футбольной» метафоре, когда автор художественного произведения «отдаёт пас» своему читателю, чтобы тот самостоятельно «забил гол», в нашем случае — фотограф просто оставляет мяч лежать на поле…



Свадьба, фото: Алексей Никишин
Свадьба
Фото: Алексей Никишин

И не важно, что кого-то не видно. Важно ощущение.


Фотография состояния рассчитана в первую очередь вовсе не на образованного зрителя, способного оценить работу автора с композицией и прочими фотографическими премудростями, а на человека с «чувствилкой». Мои друзья-актеры, скажем, не способны, глядя на снимок, выписать на бумажку в столбик все делающие его «достойным» составляющие. Они отметают их, поскольку просто не знают о существовании этого пласта фотографии. Зато они легко могут прочувствовать все, что стоит по ту сторону техники и композиции снимка. Так же точно, работая с фотографией состояния, должен поступать и сам фотограф: отметать свое знание о композиционном, оптическом уровнях снимка.

В каком-то смысле понимание этого процесса близко к пониманию того, что стирать в «Фотошопе» пыль с отсканированного снимка — бессмысленное занятие. Если снимок хорош, пыль его не испортит, если плох — никакая чистота и зализанность картинки его не исправят. Так и в фотографии состояния все композиционные средства, которые мы можем применить — «пыль». Они просто не имеют значения, их мощь значительно меньше, чем внутреннее состояние модели.


Америка, фото Алексей Никишин
Америка
Фото: Алексей Никишин

Хотел снять просто красивый “Нью-Йорк”, а получилось, что китайские дети молятся на американсие небоскребы


3. Работайте над фотографией в момент съемки

Дали как-то сказал: «Если ты знаешь, о чем будет твоя картина, зачем ее писать?» Когда художник или фотограф начинает работать над изображением, он никогда не знает, что получится на выходе. Само собой, есть и те, кто знает — но это опять же, рациональный подход, сдвигающийся куда-то в сторону ремесленничества. Считается, что рекламная фотография — это тоже творчество. Но в конечном итоге, продумав весь процесс, работая по гайд-лайнам с установленными цветами и формами, ты не открываешь в процессе съемки ничего нового, доже не стремишься к этому. Ты проходишь весь путь создания снимка заранее. В утилитарных жанрах это даже здорово, потому что позволяет разграничить сферы технологического процесса и творческого; отдать первую — одним людям, а вторую — другим. Но в работе с фотографией состояния создание снимка — репрезентативный процесс. Это и есть путь сам по себе. Те открытия, которые ты сделал, пока шел к результату (пусть они случились на протяжении десятой доли секунды), остаются на снимке.


Катя Мосина, фото: Алексей Никишин
Катя Мосина, дизайнер одежды
Фото: Алексей Никишин

Будьте внимательны к тому, что получается не так на вашей фотографии. Может быть это «не так» и есть та самая хорошая фотография. Не упрощайте, хорошую фотографию от плохой отличает вовсе не качество, а что-то другое.



Виктор Рыжаков, фото: Алексей Никишин
Виктор Рыжаков, режисер
Фото: Алексей Никишин

По этой фотографии можно сразу определить – Виктор катастрофический интроверт.


4. Включайте персональное отношение

Любое произведение визуального искусства — это реальность, про¬пущенная через мясорубку в голове автора. Почему у Ван Гога на картине такие тополя? Да потому что он так жил, потому что эти тополя у него в голове. Художнику с этим проще. Ведь у фотографа в руках камера, а она не преобразует действительности. Преобразовать ее можно только своим отношением к ней. Это и делает работу хорошего фотографа еще более цен¬ной. В том тонком изломе, который можно увидеть в фотографиях, скажем, Мартина Мункачи, вся сущность его работы. И это не просто ощущение момента, о котором говорилось ранее. Это ощущение ракурса, фокуса, движения, способного передать персональное отношение фотографа к той доле реальности, которую он забирает. Если на это накладывается еще и тонкое состояние человека, которого снимает фотограф, получается эдакая двойная экспозиция и, в итоге, мы видим идеальную фотографию. Именно это — работа фотографа как художника и творческой единицы. В той же реклам¬ной фотографии ее нет, потому что там каждый кадр снимается по десять раз, исключительно в силу технических причин.


Чулпан Хаматова, фото Алексей Никишин
Чулпан Хаматова, режисер
Фото: Алексей Никишин

Эта фотография — дна из главных в коллекции моих “Психологических портретов”. Почему-то зрители чаще всего вспоминают сразу именно её.



Конечно, как уже было сказано, фотография состояния — довольно тонкая, сложно определимая штука. Но ее легко можно увидеть в серии Йозефа Куделки про цыган. Он жил с этими цыганами, знал их по именам и имел к каждому из них персональное отношение, которое ухитрился передать в своих снимках.


Америка, Фото Алексей Никишин
Америка
Фото: Алексей Никишин

Америка — страна людей с хорошим воображением: девочки, оставили свои велосипеды, и с серьезным видом идут на нарисованный пляж


А теперь традиционный вопрос:


Как же отличить подлинную "фотографию состояния" от симулякра, то есть подделки? Как по ващему, где проходит грань, отделяющая одно от другого?
Ваши ответы пишите в комментариях.


А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Современный психологический портрет» и «Айфонография. Особый жанр».

А еще вас ждёт множество других невероятных открытий – немедленно добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления: facebook | vkontakte | livejournal

Tags: обучение фотографии, портрет, психологический портрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments