Alexey Nikishin | Livejournal (alexey_nikishin) wrote,
Alexey Nikishin | Livejournal
alexey_nikishin

Category:

Алексей Никишин: «Простые формулы хорошей фотографии. Линия, фактура, перспектива»

Композиция, по общему мнению теоретиков фотографии и большинства профессионалов, является краеугольным камнем хорошего снимка. При этом, говоря о композиции кадра, все, так или иначе, имеют в виду самые простые и общеизвестные вещи, вроде «правила двух третей». Но это не совсем композиционные приемы, это скорее стандарты восприятия, серьезно говорить о которых в наше время — не то, чтобы глупо, но, по меньшей мере, наивно.
Несколько представленных ниже советов говорят о более сложных решениях и методах восприятия композиции кадра. Их использование позволит придать кадру новое измерение и вложить в него дополнительные смыслы.


23994_original
Фото: Алексей Никишин



Для начала посмотрите несколько фотографий, и давайте разберемся "как там все устроено".

Первая фотография — хороший примеры использования не только рифмы линий, а еще и цвета, о котором пойдет речь дальше.

Вторая фотография". Часто в фотографии используется какое-то одно выразительное средство — линии-фактура, или, напрмер, момент. А бывает так, что один кадр вбирает в себя сразу несколько выразительных средств как здесь: рифма фактур, ритм линий, рифма по цвету и момент! А все вместе – фотография про одиночество. А на самом деле – девочки просто готовятся к выступлению на фолклерном празднике в Грузии.

1. Отнеситесь к основам осторожно

Большое количество работ начинающих и не только начинающих фотографов как мясо на скелет натягивается на известнейшие композиционные клише: правило третей, центральная композиция, воздух сверху, воздух в сторону взгляда, упростить снимок, не снимать на широкий угол, отделить объект от фона, и тому подобные. Вы можете с легкостью найти в интернет и скачать миллиард файлов, таких как этот «Основы_композиции_в_фотографии.pdf»
Очевидно, что как проверенные временем приемы, эти композиционные структуры прекрасно работают. Но не менее очевидно, что использовать их просто как неосмысленные подпорки для вашего снимка — значит лишать его индивидуальности и бросать в безразмерную кучу точно таких же снимков, сделанных другими фотографами всего мира.

Наиболее наглядно-удручающие формы бездумное следование композиционным штампам приобретает в профессиональной фэшн- или эдиториал- фотографии. Потому что фотография сначала придумывается мудрыми стилистами, выстраивающими по ее поводу огромные воздушные замки из референций и отсылок, а затем целая команда людей делает кадр, совершенно не понимая всей красоты и глубины того, что они пытаются по¬казать. Следование канонам композиции для подобной работы необходимо, потому что только оно способно придать результату такой хаотической деятельности какую-то видимость порядка.
При этом лишь чуть-чуть поменяв правила игры, изменив ракурс, сместив фокус или надавив на восприятие зрителя через нарушение правил, можно добиться действительно выдающегося результата.
Конечно, без композиции Ваш снимок никогда не станет хорошей фотографией. Но здесь есть небольшой подвох. Дело в том, что композиция разрешается в каждом конкретном случае индивидуально. То есть композиция в каждой хорошей фотке — своя, уникальная. Нет универсальных правил красоты и композиции. Об этом мы и будем много говорить. Нет универсальных формул и на картинах великих живописцев, нет алгоритмов построения в хорошей литературе и в стихах Бродского нет формулы.


Портрет актера, фото Алексей Никишин
Портрет актера
Фото: Алексей Никишин

Композицию этой фотографии надо читать по отношению белых-серых-черных пятен. Обратите на это внимание.



Евгений Маргулис, фото Алексей Никишин
Евгений Маргулис, музыкант
Фото: Алексей Никишин

Обратите внимание на ритм формы очков и окружающих их линий — все здесь в унисон. Сочетание точки съемки и широкоугольного объектива создает к тому же странное ощущение пространства.


2. Пользуйтесь линиями и фактурой

Линия, фактура и пятно — основополагающие элементы композиции черно-белой фотографии. Именно на их работе и строится снимок. Выстраивая с помощью линий геометрию снимка, можно сделать из непримечательной, казалось бы, карточки настоящий шедевр.

Смысл снимка может опираться на яркие общеизвестные символы, образы, рождающиеся в голове зрителя ассоциативно. Фотограф, делая кадр, вкладывает в изображение свой смысл. Он исходит из своего жизненного и визуального опыта и зашифровывает те базовые понятия, о которых хочет рассказать, в знаки. Зритель считывает эти знаки и расшифровывает сообщение фотографа. Но поскольку у него совершенно другой жизненный и визуальный опыт, эти знаки он интерпретирует по-своему. Для одного акцентированные морщинки вокруг глаз модели могут быть символом потаенной радости, для другого — усталости от жизни.

Именно поэтому задача фотографа — не пытаться досконально пересказать свои мысли, но постараться передать самоощущение и ауру момента. Это похоже на перевод стихов с одного языка на другой — никогда нельзя делать этого дословно — исчезнет обаяние поэзии. Можно лишь по¬пытаться ухватить эмоцию автора. Так вот, для своего искусства фотограф — одновременно и автор, и переводчик.


Максим Матвеев, фото Алексей Никишин
Максим Матвеев, актер
Фото: Алексей Никишин

Максим на этой фотографии — человек-линии. Он потянул подтяжки, а я успел сфотографровать. Не было бы этого, была бы просто обычная проходная фотография. Геометрия, рифма фактур и эмоция, совпавшие в один момент времени, делают этот снимок.


Сильная линия задает динамику всей фотографии. Найти ее в снимаемом объекте и представить, как она будет выглядеть на снимке, довольно легко. Главное, на секунду представить модель, интерьер и световой рисунок в виде системы геометрических фигур. На этом уровне восприятия тоже присутствует своя эмоция — линии могут, как держать снимок, так и задавать направление внутреннего движения, создавать точки напряженности.
Взгляд человека — тоже линия. Направление взгляда — очень сильный элемент кадра, особенно если модель смотрит не в камеру и ее взгляд лежит на плоскости изображения. Этот элемент можно использовать и как главный акцент (создать с его помощью ощущение динамики), и как линию, уравновешивающую кадр, в совокупности с другими яркими горизонталями и вертикалями фотографии.

3. Используйте перспективу осознанно

Чтобы понять, как мы можем использовать перспективу, нужно для начала понять, что это такое и какой эта перспектива бывает. А бывает она линейной и тональной.
Первый вариант строится с помощью линий — они сходятся где-то за горизонтом и рождают в сознании зрителя ощущение протяженности пространства. Дороги, уходящие вдаль улицы, лунная дорожка на воде и тому подобные вещи — все это прямая линейная перспектива.
Второй вариант строится на оптической ситуации, когда объекты, удаляясь от зрителя, теряют насыщенность цвета и становятся светлее. То есть на фотографии с прямой тональной перспективой темные объекты находятся ближе к нам, нежели светлые.


Кирилл Серебренников, фото Алексей Никишин
Кирилл Серебренников, режиссер
Фото: Алексей Никишин

Эта фотография – хороший пример обратной перспективы в портрете. Линии локтей, взгляда и губ сходятся за головой модели, а не перед ней, как это положено по канонам «правильного» портрета. Кроме того, на эффект обратной тональной перспективы работает взаиморасположение темного и светлого, волондовский взгляд плюс черные крылья ангела завершают сложившийся образ.


Когда линии сходятся не за горизонтом, а в противоположном направлении — головой зрителя, работает обратная линейная перспектива. Этот ход применяется в иконописи и религиозной живописи (об этом можно прочитать у Флоренского), кроме того, его активно использовали Шагал, Ван Гог и многие другие художники. Искаженную линейную перспективу мы можем увидеть на барельефах и в египетской настенной живописи: таким образом, художники имели возможность показать человека одновременно в анфас и профиль. Мы видим вывернутые лица, не имеющие ни¬какого отношения к реальности, но демонстрирующие самые эстетически привлекательные ракурсы людей: застывшую динамику, близкую больше к восприятию реального человека, чем его двухмерному слепку.
Когда же светлые объекты находятся ближе тёмных к зрителю, работает обратная тональная перспектива, соответственно. Это создает легкий эффект нереальности происходящего. В голове зрителя происходит щелчок, и он понимает, что тут что-то не так.


Ксения Кутепова с детьми, фото Алексей Никишин
Ксения Кутепова, актриса
Фото: Алексей Никишин

Здесь размеры объектов не соотвествуют привычным ожиданиям. От этого с фотографией просиходит что-то странное – герои у вас на глазах как бы меняются местами. Ксения стремится вперед, а ее сын - хочет уйти назад.


В живописи и графике этот прием использовать легко, потому что мы можем нарисовать такую реальность, какая нам нравится. В фотографии же использовать обратную перспективу сложно, потому что в жизни-то она — прямая. Однако сделать это можно. При помощи разных ухищрений и специально продуманных ходов: использовать определенным образом сходящиеся линии и следить за тоном объектов в кадре.


Япония, фото Алексей Никишин
Япония
Фото: Алексей Никишин

Благодаря линейной перспективе, круглые элементы: желтые ручки, очки, головы входят ризонанс и начинают звучать ритмической музыкой.
Важно, чтобы перспектива не была всего-лишь “перспективой” на вашем кадре. Сама перспектива — не выразительное средство. Для хорошей фотографии надо еще что-то! Это “что-то”, подхваченное перспективой, начинает говорить новым языком.



Америка, фото Алексей Никишин
Америка
Фото: Алексей Никишин

Перспектива здесь есть, но работает как обратная, заставляя взгляд зрителя не скользить внутрь кадра и рассматривать красоты природы, а постоянно возвращает его на передний план на одно и тоже место. Вот она, магия обратной перспективы в деле!



Burning Man, фото Алексей Никишин
Америка, Burning Man
Фото: Алексей Никишин

Белая лошадь создает иллюзию обратной тональной перспективы — она как белая дыра на ярко цветном ковре, через которую видно то, что за ним.


А теперь вопрос:

Неужели такими простыми вещами как фактура, линии и перспектива всё-ещё можно что-то сказать в фотографии?
Или это всё для начинающих и любителей?
Ваши ответы пишите в комментариях.


А о том, как снимаются такие фотографии, можно узнать здесь: «Современный психологический портрет» и «Айфонография. Особый жанр».

А еще вас ждёт множество других невероятных открытий – немедленно добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления: facebook | vkontakte | livejournal

Tags: обучение фотографии, портрет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments