Alexey Nikishin | Livejournal (alexey_nikishin) wrote,
Alexey Nikishin | Livejournal
alexey_nikishin

Categories:

Алексей Никишин: «Простые формулы хорошей фотографии. Как снять живую фотографию?»

Давайте признаемся себе, ведь мы так хотим, чтобы наши фотографии были живыми и настоящими. Правда же? Даже если мы не хотим "документальности", то есть чтоб фото было похоже на жизнь, мы все-равно хотим, чтобы картинка была "живой". Давайте вместе разберемся, как же это сделать.

Япония и Америка, фото Алексей Никишин

Фото: Алексей Никишин




1. Поймайте момент

«В искусстве важно соответствовать времени «Момента» — это придумал Картье-Брессон. Это его термин и его изобретение. Мы же должны просто научиться — знать о моменте и уметь его использовать, но думать мы должны уже совершенно в других категориях. С этим сейчас пытаются активно работать современные фотографы — попыткой запечатлеть течение времени. Образно говоря, сразиться с кинооператором на его же поле — взять то, что он показывает в течение пяти минут и показать то же самое, но в одном кадре — не пик, не случайность, а именно тянущуюся реальность».

Нам, фотографам, работать сложнее, чем кинооператорам. Последние снимают время. За счет того, что в его течении человек может вести себя по-разному, у зрителя и создается ощущение времени в кадре. Мы же должны отобрать у времени всего один миг и суметь показать нужную персону только через него. В этом состоит 80% работы фотографа.

Мы говорили о том, что фотографу в ходе съёмки нужно разговаривать с человеком и чувствовать его. Следующий этап — предугадать, в какую же секунду то, что мы в человеке почувствовали, вылезет наружу и… нажать на кнопку.


Александр Маноцков, фото: Алексей Никишин
Александр Маноцков, композитор
Фото: Алексей Никишин


Момент может быть случайным — человек делает что-то совершенно для него естественное, а мы, как бы невзначай, забираем это и присваиваем фотографии.

Момент может быть решающим — это абсолютно книжное ощущение: мы читаем и понимаем, что именно сейчас что-то и должно случиться. Пока ничего не происходит, но вот-вот произойдет. То же и в фотографии: об¬стоятельства нагнетаются и подходят к своему пику. Если мы заберем себе этот пик, сможем через одно мгновение раскрыть все то, что происходило до того в течение получаса.


Александр Головин, фото: Алексей Никишин
Александр Головин, актер
Фото: Алексей Никишин


«Очень важно снимать именно «вашего» человека. Получая от модели впечатление, вы должны осознавать, что это именно ваше впечатление. Что такой эту персону не видит никто. Если у вас получится вынести за пределы кадра все остальные мнения и суждения о модели, поймать момент, характеризующий именно ваше впечатление, продемонстрировать ваше чистое, не замусоренное видение — эту фотографию больше никто не сможет повторить».


Валерий Скородед, фото: Алексей Никишин
Валерий Скородед, музыкант
Фото: Алексей Никишин

Обратите внимание на то, как линии пробегают по лицу Валеры, делят его на множество треугольников, и потом все сходятся в одной точке. В точке, в которой расположена сигарета. Убрать -“костыль”-сигарету из кадра нельзя — все сразу развалится, потому что она центр всего.


2. Используйте ритм

Ритм — это повторения чего-либо. Ритм - тоже время! Но когда просто так что-то повторяется одно и тоже — это совсем не интересно! Интересно, когда все поремешивается. Вернее даже незаметно меняется. То еть зритель рассматривает фотку и слегка замечает небольшие изменения, отличия. тогда у него случается катарсис. В ритм может входить повторение какой-то формы, повторение фактуры или нескольких фактур, повторение формы на фактуре. Но помните, они должны очень тонко отличаться нюансами. Только тогда будет интересно. Интересно - это когда интересно разглядывать, чтобы увидеть эту зыбкую разницу. Вспомните как дизайнеры микшируют материалы разной фактуры и ритма в одежде, и что структура музыки — меняющийся ритм на вариации семи нот. Природа — тоже ритм различных элементов и фактур и их вариаций.


Франция, фото: Алексей Никишин
Франция
Фото: Алексей Никишин

Прислушайтесь к мелодии леса красных и синих зонтов, девочки в красной куртке и одинокого белого столба.



Дом-2, Сестры Колисниченко, фото: Алексей Никишин
Дом-2, Сестры Колисниченко
Фото: Алексей Никишин

Фотография называетя “Звонок”. Кажется, что девочки ритмично поднимают и опускают головы относительно той контрастной горизонтальной линии.


3. Добавьте действие

Снимок всегда несет какой-то заряд. Я не говорю, что портретируемая персона обязана белозубо улыбаться — модель может быть спокойной, но это спокойствие должно быть действием. На портрет интересно смотреть только тогда, когда человек на нем что-то испытывает. Он может не плакать, но зритель должен чувствовать, что он вот-вот заплачет.

При этом нельзя говорить человеку «улыбнись» или «нахмурься». Есть много портретов, показывающих людей, которые изображают улыбку. Пусть так снимают другие. Нам интересно показать не вставшую в позу гримасу, а подлинное действие. Неуловимое отражение нематериальной эмоции на материальном лице. Жизнь.


Екатерина Вилкова, фото: Алексей Никишин
Екатерина Вилкова, актриса
Фото: Алексей Никишин

Катя красивая. Кажется, что это фотография не моя, а итальянского фотографа Боттичелли.



Глеб Самойлов, фото: Алексей Никишин
Глеб Самойлов, музыкант
Фото: Алексей Никишин

На этой фотографии нюанс, делающий эту фотографию — это белая полоска руки в нижней части изображения. Без нее и ее рифмы с шеей-воротником не было бы этого снимка.


3. Добавьте мелочей и нюансов

Если мы рассмотрим портрет человека с открытыми кистями рук или стопами ног, увидим, что информации об эмоциях в нем невообразимо больше, чем в поясном портрете. На нем много мелочей, а они и делают кадр! Нам нравится рассматривать и му погружаемся в эту бездну.

Мы знаем Густава Климта как художника, работы которого «хорошо ложатся на чашки». В порождении этого кича вины автора нет. Если посмотреть его изобилующие мелочами картины, изображения кистей рук и стоп моделей скетчи, становится ясно, это — мастер. Там может вовсе не быть лиц, но мы видим все, что автор хотел нам показать.


Надежда Скороходова, фото: Алексей Никишин
Дом-2, Надежда Скороходова
Фото: Алексей Никишин

Этот тот случай, когда мы фотографируем просто девушку, а получается уже не просто-девушка, а девушка-символ, женщина-птица, птица-феникс.



Михаил Трухин, фото: Алексей Никишин
Михаил Трухин, актер
Фото: Алексей Никишин

Взгляд на этой фотографии видно даже с закрытыми глазами.


А теперь вопрос:


Скажите еще какие-нибудь способы, которыми можно добавить жизни на фотографии? Может у Вас есть какие-нибудь примеры.
Ваши ответы пишите в комментариях.


А о том, как снимать такие же фотографии, можно узнать здесь: «Современный психологический портрет» и «Айфонография. Особый жанр».

А еще вас ждёт множество других невероятных открытий – немедленно добавляйтесь в друзья и подписывайтесь на обновления: facebook | vkontakte | livejournal

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 41 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →